Машинист экскаватора.                          

История экскаватора

Экскаватор - землеройная машина, оснащенная ковшом. Предназначена для разработки грунтов и погрузки сыпучих материалов на грузовой транспорт. Но экскаватор может выполнять и несвойственные ему функции, например, забивать сваи или выполнять снос аварийных зданий.

Слово «экскаватор» является производным от латинского «excavo», означающего «вынимаю, долблю». Отсюда выходит основное определение экскаваторов, как ведущего типа землеройных машин, главное предназначение которых состоит в разборке массива мягких горных пород или раздробленных скальных.

Идея постройки землеройной машины принадлежит Леонардо да Винчи, который ещё в начале XVI века разработал схему прототипа современного экскаватора-драглайна. Известен эскиз грейфера для землечерпалки, созданный им в 1500 году, позднее да Винчи принимал участие в строительстве каналов в Миланской долине при помощи своего изобретения. Но есть исторические факты того, что в 1420 году, в венецианском издании «Кодекс Джованни Фонтана» был опубликован текст с упоминанием землеройной машины, использовавшейся для углубления дна каналов и расширения морских гаваней.

Ещё некоторое время Италия, а именно Венеция, активно развивала экскаваторное дело — машины были необходимы для очистки венецианских каналов. Далее изобретение получило развитие во Франции и в Америке.

В 1795 году известный американский изобретатель, создавший первый практически пригодный пароход, Роберт Фултон сконструировал и первый четырехколесный грейдер-элеватор. Однако испытана машина была только через 70 лет на строительстве дорог в Америке. Но в 1796 году на дноуглубительных работах в английском порту Сандерленд была применена ковшовая драга с приводом от паровой машины. Построена она при участии изобретателя паровой машины Джеймса Уатта. За один рабочий ход ковши доставали со дна гавани до полутора тонн грунта, что примерно в 4 раза превышало производительность ручной драги.

Большой вклад в развитие технологии экскаваторостроения внести французы: в 1860 году инженер М. Кувре создал сухопутный цепной многоковшовый экскаватор с двигателем 15 лошадиных сил. Он был испытан на строительстве дороги Седан—Тионвиль, а позднее работал на сооружении Суэцкого канала. А уже 1862 году на улицах Парижа появился первый паровой каток с обеими ведущими осями. Изобретателем машины был механик Балейсон. Однако паровые катки большого распространения не получили. Ведь для поддержания необходимого давления в его котле требовалось сжигать 60— 80 килограммов топлива в час.

На территории США дальнейшим стимулом к совершенствованию подобной специализированной техники послужило активное железнодорожное строительство, развернутое в 30-х годах XIX века.

паровой экскаватор

Дефицит рабочих рук и сложность выполнения труда подвигли американца Отиса в 1832-1836 годах разработать и воплотить в жизнь проект первой землеройной машины. Одноковшовый экскаватор (рис.1) предназначался для ускорения работ и облегчения сложного труда при прокладке железных дорог. Для Америки того времени это имело особое значение, так как экономика страны и прибыль многих компаний напрямую зависели от плотности железнодорожной сети.

Интерес к машине Отиса, созданной в 1836 году был велик. Безусловно, она была далека от совершенства: имела двигатель на пару и небольшой по размерам ковш, могла передвигаться только по железнодорожным путям и обладала малым углом поворота. Тем не менее, данные «недостатки» с лихвой окупались на практике, так как внедрение экскаватора позволяло заменить труд 50 человек, а усовершенствованные позже машины были способны заменить до 180 рабочих.

локомобиль с грейфером

В Германии применялись «строительные локомобили», оснащенные одноканатными грейферами (рис.2).

Землеройные машины активно развивались во второй половине 19-го века, т.к. активно строились железные дороги и каналы, потому стали появляться новые экскаваторы, более усовершенствованные модели. Только Россия по старинке использовала ручной труд, и лишь во время строительства Транссибирской магистрали стали применять экскаваторы. Первый российский экскаватор был выпущен на Путиловском заводе в 1902 году. Это был железнодорожного типа неповоротный экскаватор, оснащенный съемным ковшом 1,5 куб. м и 2,3 куб. м, и его производительность составляла в час 100-290 куб. м.(рис.3). Также иногда в строительстве применяли плавучие неполноповоротные экскаваторы, оснащенные прямой лопатой.

экскаватор ковровец

Дальнейшее развитие землеройной техники происходило повсеместно и имело лавинообразный характер. Возникали все новые типы и конструкции экскаваторов как в «Старом Свете», так и других странах, в том числе и в России.

Освоение гусеничных тракторов позволило уже в начале 20 века использовать их как базу для землеройных машин, которые стали широко применяться при строительстве дорог, водных путей, в горнодобывающей промышленности.

Применение новых машиностроительных технологий во второй половине ХХ века позволило существенно усовершенствовать экскаватор, наряду с разработкой дополнительного оборудования он стал действительно универсальной машиной.

 

Общая характеристика профессии машиниста экскаватора

экскаватор стройнефтегаз

Машинист экскаватора управляет землеройной машиной, предназначенной для разработки грунта при строительстве фундамента здания, дорог, канатов и других сооружений. Наряду с основными производственными операциями (наполнение ковша грунтом, подъем и опускание ковша, поворот стрелы к месту выгрузки ковша, перемещение экскаватора) машинист осуществляет техническое обслуживание машины, несложный ремонт, учитывает объем произведенной работы, расход горюче-смазочных материалов. Трудности в выполнении производственных операций связаны с составом и состоянием разрабатываемого грунта, однообразной рабочей позой, напряжением зрения и слуха. Профессия связана со значительными физическими нагрузками. В труде экскаваторщика сочетаются элементы исполнительской и самостоятельной работы.

Профессия имеет 4-8 разряды.

Срок обучения на машиниста экскаватора 2-4 мес.

Требования к машинисту экскаватора

Знать устройство и технические характеристики обслуживаемых экскаваторов;

- принцип работы механического, гидравлического и электрического оборудования экскаватора

- рациональные режимы работы экскаватора и приемы выемки грунта;

- приемы управления механизмами экскаватора при разработке тяжелых и легких грунтов;

- способы разработки забоя.

машинист экскаватора обучение

В зависимости от квалификации (профессия имеет 4-8 разряды):

4-й разряд

Одноковшовые экскаваторы с ковшом емкостью до 0,15 м3.

5-й разряд

Одноковшовые экскаваторы с ковшом емкостью свыше 0,15 м3 до 0,4 м3.
Роторные экскаваторы (канавокопатели и траншейные) производительностью до 1000 м3/ч.

6-й разряд

Одноковшовые экскаваторы с ковшом емкостью свыше 0,4 м3 до 1,25 м3.
Роторные экскаваторы (канавокопатели и траншейные) производительностью свыше 1000 м3/ч до 2500 м3/ч.

7-й разряд

Одноковшовые экскаваторы с ковшом емкостью свыше 1,25 м3 до 4 м3.
Роторные экскаваторы производительностью свыше 2500 м3/ч до 4500 м3/ч.

8-й разряд

Одноковшовые экскаваторы с ковшом емкостью свыше 4 м3 до 9 м3.
Роторные экскаваторы производительностью свыше 4500 м3/ч.

Трудности в выполнении производственных операций связаны с составом и состоянием разрабатываемого грунта, однообразной рабочей позой, напряжением зрения, слуха (экскаваторщик на слух определяет едва заметные отклонения в работе двигателя и механизмов, сигналы транспортных средств об их готовности грузить грунт). Машинисту экскаватора необходимы базовые знания в области физики, основы горного дела, черчение.

Близкие профессии (специальности): Машинист бульдозера, машинист автогрейдера.

Медицинские противопоказания

К неблагоприятным факторам профессии машиниста экскаватора, отрицательно сказывающимся на здоровье работающего, относятся повышенный уровень шума, вынужденная рабочая поза, загазованность воздушной среды, поэтому существует перечень ограничений для приема на работу и обучение по этой специальности: болезни суставов и позвоночника (выраженный полиартрит, остеохондроз), язвенная болезнь желудка, заболевания сосудов (тяжелый эндартериит, варикозное расширение вен нижних конечностей, тромбофлебит), бронхиальная астма и другие хронические заболевания легких, а также болезни, сопровождающиеся приступами головокружения и потерей сознания. Для подтверждения профессиональной пригодности по здоровью необходимо прохождение специальной медицинской комиссии.

обучение на экскаватор

Трудоустройство по специальности

Выпускники, закончившие курсы по специальности машинист экскаватора востребованы в строительных организациях, предприятиях по добыче и транспортировке нефти, газа и других полезных ископаемых, строительстве автодорог и т.д.

Профессия экскаваторщика относится к одной из самых уважаемых рабочих профессий и необходима не только в строительстве и в горнодобывающей промышленности, но и коммунальном хозяйстве, сельском хозяйстве, на промышленных предприятиях. Не случайно люди, избравшие для себя эту профессию, всегда востребованы и имеют хорошее вознаграждение за свой труд в виде высокой зарплаты и всевозможных льгот и компенсаций. Устроиться работать экскаваторщиком можно после соответствующего обучения или переподготовки. Скорее всего, долго работу искать не придется в силу того, что экскаваторщики нужны везде.

 

 

 

ekskavator obuchenie

 

Другие специальности:

Яндекс.Метрика

TBEx